В шестой главе канона Лу Юй говорит о том, что эпоху Тан чай стал напитком в каждом доме. Однако до сих пор пьют его зачастую неправильно, добавляя лук, специи и другие добавки, невнимательно относятся к процессу варки. Лу Юй говорит, на что нужно обратить пристальное внимание, чтобы всё было правильно.
Все существа пьют, чтобы жить: те, кто летают, бегают и говорят. Если нужно утолить жажду, пьют вязкие жидкости; если бывает нужно уйти от тоски и грусти, пьют вино; если бывает нужно избавиться от утомления и сонливости, пьют чай.
Лу Юй говрит, что чай для питья был открыт господином Шэнь-нуном. Это один из культурных героев древнекитайской мифологии, которому приписывается изобретение приёмов земледелия и сельскохозяйственных орудий. И можно было бы в это поверить, если не учитывать то, что облик Шень-нуна был традиционным для мифических первопредков: змеиное тело, человечье лицо, бычья голова и нос тигра. Шень-нун приписывают авторство «Канона о корнях и травах Божественного земледельца», который на самом деле был составлен в конце эпохи Западная Хань (206г. до н.э. - 9г. н.э.)
Далее Лу Юй перечисляет реально живших деятелей культуры, литературы, политиков и значимых людей в истории Китая, которые пили чай. От 500 г. до н.э. до дней Лу Юя. Он пишет, что «чай полился потоком, он просочился в народ, обычай пить чай расцвёл при ныне правящей династии» (Тан, 6-9 вв). «Чай стал напитком каждого дома».
Однако качество чая бывает разным и способы пития тоже. Чай бывает грубо смолотый и тонко смолотый, порошковый и прессованный в форме блинов.
«Если чайный лист режут, варят, просушивают и молют, а затем помещают внутрь бутылей или жбанов, чтобы залить его кипятком, это называется «больным чаем».
Иногда используют лук, имбирь, плоды дерева жужуба, кожуру мандаринов, ягоды кизила, мяту и прочие добавки и кипятят по сто раз; иногда дают вареву подняться так, что оно переливается через край, а иногда при варке убирают пенку. Сваренный таким образом чай - это всего-навсего сточная вода из протоков и канав, однако сей обычай не прекращает существовать.»
Есть девять трудностей, связанных с чаем:
изготовление - нельзя собирать чай с тенистых склонов и просушивать ночью,
различение сортов - пережёвывать чайный лист для определения вкуса и нюхать для определения запаха не есть подлинное различение!
выбор утвари - котлы не должны вонять бараниной, а чашки пахнуть рыбой;
выбор пламени - смолистый хворост и угли с кухни не есть горючее для правильного огня;
выбор воды - вода из бурных потоков и застоявшихся луж - не правильная вода;
прожарка - неправильна та плитка чая, что снаружи готова, а внутри сырая;
изготовление чайного порошка - бирюзово-зелёная мука и светло-зелёная пыль - не есть правильный порошок;
варка - если хватают утварь беспорядочно и перемешивают отвар торопливо - это не есть правильная варка;
питие - если летом питие переживает расцвет, а зимой сходит на нет - это неправильное питие.
«Для придания чаю драгоценной свежести и ароматной яркости вкуса число чашек должно равняться трём».
По материалам книг
1. «Лу Юй. Канон чая.» пер. А.Т.Габуев и Ю.А.Дрейзис», 2007г.
2. Цю Цзипин «Канон чая в иллюстрациях»/ Пер. с кит. Сергеевой Ф.М., 2019г.