23.12.2019
Во второй главе «Канона чая» Лу Юй рассказывает, какие инструменты понадобятся для изготовления и хранения чая. Перечисляет варианты названия, особенности изготовления инструмента и лучший вариант материала для него.
Благодаря этой главе человек мог бы изготовить себе все инструменты и затем произвести чай. Однако технология изготовления чая описана очень поверхностно.
Благодаря этой главе человек мог бы изготовить себе все инструменты и затем произвести чай. Однако технология изготовления чая описана очень поверхностно.
Какой же чай пил Лу Юй? Попытайтесь представить себе технологию изготовления, читая об инструментах. А затем попробуйте вообразить вкус такого чая)
Сбор - корзина для сбора листьев - носили за плечами.

Пропаривание: печь, котёл, чан, корзина и палка для перемешивания чая. На печь без трубы ставили котёл с водой. Сверху ставили чан из глины или деревянный. У него была плотно закрывающаяся крышка - пар поднимался в чан и останавливал ферментацию в чайном листе. Плетёную корзину заполняли свежим чайным листом и на ремнях опускали её в чан. Лист переворачивали разветвлённой натрое палкой из ветки шелковицы.
В наши дни пропаривание тоже используют для остановки ферментации - в некоторых сортах китайского чая и в Японии.

Растирание: песты и ступы. Пропаренный лист растирали в пасту при помощи деревянной ступы и песта.
Сейчас так с чаем не поступают, а значит Лу Юй пил совершенно иной чай, чем вы и я! (Актуальный в нашем веке чай рекомендую брать здесь)

Сбивание: стол, покрывала, формы, подстилка. На каменный или деревянный стол кладут покрывала из пропитанного жиром шёлка. Измельчённый чай утрамбовывали в металлические формы (квадратные, круглые, могли быть с узором). Как куличики из песка в песочнице! Затем этот чай вынимали и раскладывали на подстилке, сплетённой из бамбуковых полос. Здесь чайные блинчики остывали и застывали.

Сушка: шило, шипы, яма для просушки, жерди, рамы. При помощи шила в блинчиках проделывают отверстие. Блинчики надевают на бамбуковую жердь, разделяют их при помощи шипов. В земле выкапывали яму - глубиной 0,5м - 0,6м, шириной около 0,6м, длинной от 2 до 3,5м. Сверху надстраивали перегородку 0,5м в высоту, обмазывали её глиной, чтобы жар от углей не рассеивался. На стенку ставят рамы - в них вставляют жерди с чайными блинчиками. Сначала сушат чай ближе к земле, на нижней раме. А когда он просохнет, его понимают на верхнюю раму.

Нанизывание: связки. Готовые блинчики нанизывали на веревку из бамбукового лыка или из коры шелковицы. Чай продавался именно связками - она была единицей исчисления чая. Но объём чая в связке в разных городах был разным.

Хранение: короб. Для сохранения чая от влаги и света используют короб из дерева, он оплетен бамбуком и оклеен бумагой. Есть боковая дверца и горизонтальная перегородка - полка. Но в сезон дождей даже такой короб не может уберечь чай. Тогда его дополнительно просушивают: на нижнюю полку ставят плошку с тлеющим огнём, а на верхней - блинчики чая.

По материалам книг
1. «Лу Юй. Канон чая.» пер. А.Т.Габуев и Ю.А.Дрейзис», 2007г.
2. Цю Цзипин «Канон чая в иллюстрациях»/ Пер. с кит. Сергеевой Ф.М., 2019г.
Сбор - корзина для сбора листьев - носили за плечами.

Пропаривание: печь, котёл, чан, корзина и палка для перемешивания чая. На печь без трубы ставили котёл с водой. Сверху ставили чан из глины или деревянный. У него была плотно закрывающаяся крышка - пар поднимался в чан и останавливал ферментацию в чайном листе. Плетёную корзину заполняли свежим чайным листом и на ремнях опускали её в чан. Лист переворачивали разветвлённой натрое палкой из ветки шелковицы.
В наши дни пропаривание тоже используют для остановки ферментации - в некоторых сортах китайского чая и в Японии.
Растирание: песты и ступы. Пропаренный лист растирали в пасту при помощи деревянной ступы и песта.
Сейчас так с чаем не поступают, а значит Лу Юй пил совершенно иной чай, чем вы и я! (Актуальный в нашем веке чай рекомендую брать здесь)

Сбивание: стол, покрывала, формы, подстилка. На каменный или деревянный стол кладут покрывала из пропитанного жиром шёлка. Измельчённый чай утрамбовывали в металлические формы (квадратные, круглые, могли быть с узором). Как куличики из песка в песочнице! Затем этот чай вынимали и раскладывали на подстилке, сплетённой из бамбуковых полос. Здесь чайные блинчики остывали и застывали.


Сушка: шило, шипы, яма для просушки, жерди, рамы. При помощи шила в блинчиках проделывают отверстие. Блинчики надевают на бамбуковую жердь, разделяют их при помощи шипов. В земле выкапывали яму - глубиной 0,5м - 0,6м, шириной около 0,6м, длинной от 2 до 3,5м. Сверху надстраивали перегородку 0,5м в высоту, обмазывали её глиной, чтобы жар от углей не рассеивался. На стенку ставят рамы - в них вставляют жерди с чайными блинчиками. Сначала сушат чай ближе к земле, на нижней раме. А когда он просохнет, его понимают на верхнюю раму.

Нанизывание: связки. Готовые блинчики нанизывали на веревку из бамбукового лыка или из коры шелковицы. Чай продавался именно связками - она была единицей исчисления чая. Но объём чая в связке в разных городах был разным.

Хранение: короб. Для сохранения чая от влаги и света используют короб из дерева, он оплетен бамбуком и оклеен бумагой. Есть боковая дверца и горизонтальная перегородка - полка. Но в сезон дождей даже такой короб не может уберечь чай. Тогда его дополнительно просушивают: на нижнюю полку ставят плошку с тлеющим огнём, а на верхней - блинчики чая.

По материалам книг
1. «Лу Юй. Канон чая.» пер. А.Т.Габуев и Ю.А.Дрейзис», 2007г.
2. Цю Цзипин «Канон чая в иллюстрациях»/ Пер. с кит. Сергеевой Ф.М., 2019г.
Текст 2 главы "Канона чая"
